Последняя персидская дипмиссия: 192 года со дня гибели Александра Грибоедова

11 февраля 1829 годна в Тегеране трагически погиб писатель Александр Грибоедов. Его и ещё 36 человек убили персидские фанатики. В XIX веке смертью литературных мастеров было сложно удивить — дуэли, болезни и тонкая душевная организация часто становились причиной безвременной кончины. Но с Грибоедовым всё было иначе.

Александр Сергеевич в первую очередь известен как автор пьесы «Горе от ума», хотя у него было несколько десятков произведений. Роль «человека одной книги», впрочем, писателя не тяготила. Грибоедов поступил на должность губернского секретаря и переводчика Коллегии иностранных дел, и позже стал секретарем дипмиссии в Персии. Дипломатия стала делом его жизни. В 34 года, на подъёме успешной карьеры, одна из миссий в Иране по итогам русско-персидской войны стала для него последней.

Дипломатом Грибоедов был не выдающимся, но успешным. Его служба проходила в Иране и Грузии. Он освобождал русских военнопленных из персидского плена, занимал должность секретаря дипломатической миссии в Тифлисе при генерале Ермолове, позже стал послом Российской Империи в Иране. К тому времени завершилась русско-персидская война, и основной задачей Грибоедова стал контроль над выполнением Туркманчайского мирного договора.

По некоторым его условиям, Иран должен был выплатить 20 миллионов рублей победившей стороне, а персидские армяне и грузины, которых насильно обращали в ислам, могли свободно вернуться на территорию России и получить там укрытие. Это вызвало недовольные волнения в стране: среди армянских посетителей посольства оказался евнух шахского гарема Якуб Маркарьян, который знал много важных государственных секретов. Разумеется, шаху это сильно не понравилось. За голову евнуха установили вознаграждение.

Кроме того, ситуация осложнялась слухами, что сотрудники российского посольства высмеивали персидские традиции. Это вряд ли было правдой, но антироссийские настроения в обществе были уже на том уровне, когда любая провокация могла стать причиной агрессии. Проявилось открытое враждебное отношение, Грибоедов и другие сотрудники стали получать угрозы. Окончательно над ситуацией потеряли контроль, когда в посольство стали приходить люди из гаремов. Началась бурная пропаганда среди фанатиков: в радикальном обществе откровенно призывали убить «неверных».

Злоба и недовольство росли с каждым днём, и в феврале 1829 года Александр Грибоедов решил отозвать дипломатическую миссию, опасаясь за себя и сослуживцев. Но покинуть Иран они не успели.

День 11 февраля отмечен в истории как «Резня в русском посольстве». Около 100 тысяч бесконтрольных, разгневанных людей подошли к зданию. Началась осада. Посольство охраняли всего 35 казаков — против огромной толпы это совсем не сила. Конвой растерзали сразу. Грибоедов, по одним данным, сражался рядом с охранниками, по другим — заперся в кабинете и долго отстреливался. Как было на самом деле, теперь уже узнать невозможно, так как не осталось ни одного живого свидетеля убийств. Известно только то, что его буквально растерзали, а обезображенное тело ещё несколько дней носили по городу.

Из всего посольства в живых остался только секретарь миссии Мальцов — он удачно спрятался во время бойни. Всего погибло 37 русских и 19 фанатиков. Казаков похоронили в общей могиле во дворе армянской церкви в Тегеране, туда же после надругательств бросили тело Грибоедова.

Это событие грозило серьёзнейшим дипломатическим скандалом. Шах, опасаясь этого, сперва велел спрятать тела погибших: он хотел выставить всё так, словно русские успели убежать и пропали без вести. Однако позже от этой мысли он отказался, потому что обман мог бы навести на правителя подозрения, как на зачинщика массового убийства. Ирану повезло, что в это время шла очередная русско-турецкая война, и Петербургу было невыгодно начинать ещё одно противостояние.

Император Николай сообщил, что для прощения от Персии будет достаточно извинений. Шах отправил в Петербург делегацию во главе со своим внуком Хозрев-Мирзой, которая сперва заехала в Москву для извинений перед матерью Грибоедова, а затем в столице вручила императору алмаз в 88,7 карата — наследие Великих Моголов и гордость персидских шахов.

Тело писателя достали из братской могилы. Оно было настолько обезображено, что опознать его удалось лишь по простреленному на дуэли мизинцу. Вдова Грибоедова, грузинская княжна Нина Чавчавадзе, после смерти мужа не снимала траур до конца своих дней. На его могиле она оставила надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Между Россией и Ираном больше не было войн. А в 1912 году бронзовый памятник Грибоедову установили рядом со зданием посольства, где случилась бойня.

Фото: история. рф / Public Domain