Классика на все времена: как марш Мендельсона стал свадебным маршем

14 октября 1843 года в Потсдаме состоялся премьерный показ спектакля «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру. Казалось бы, вполне обычное событие – представление, созданное по произведению знаменитого и востребованного драматурга. Но главное отличие именно этой премьеры в том, что автором музыки к спектаклю стал 34-летний композитор Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (для удобства произношения его называли просто: Феликс Мендельсон). В том же спектакле впервые прозвучал легендарный «Свадебный марш», который до сих пор считается одной из главных мелодий для молодоженов.

Ровно 212 лет назад, 3 февраля 1809 года, в Гамбурге в семье зажиточного банкира А. Мендельсона-Бартольди произошло знаменательное событие: на свет появился мальчик, которому было суждено прославиться на весь мир. Малыша назвали Якоб Людвиг Феликс (имя в переводе означает «счастливый»).

ТАЛАНТ И СУДЬБА

Жизнь, казалось, действительно оправдывала это имя: красивому и одаренному ребенку все давалось легко, как будто играючи он осваивал языки, литературу, музыку, рисование, а также плавание и верховую езду. Мальчику пророчили карьеру математика, юриста, филолога, художника и, конечно же, музыканта. Но, как показало будущее, только музыка станет его жизнью, она же принесет ему мировую известность.

Учитывая социальные связи семьи, в гости к Мендельсонам часто приходили знаменитые люди, в том числе известный философ Фридрих Гегель и музыкальный педагог и композитор Карл Цельтер. Именно Цельтер одним из первых отметил великолепные музыкальные способности Мендельсона, и в дальнейшем он стал преподавать ему музыкальные уроки теории.

Однако это был не единственный педагог по музыке. Параллельно Мендельсон приступил к занятиям на фортепиано у Людвига Бергера, а также на скрипке у Карла Хеннинга. Талант давал о себе знать: уже в девять лет Мендельсон выступал в качестве успешного пианиста, а уже через год в Берлине с успехом состоялся его вокальный дебют. Оказалось, что у юного Мендельсона хороший альт.

«БИЛЕТ В ЖИЗНЬ»

В 1821 году состоялось важное знакомство: Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте, оценившего талант двенадцатилетнего музыканта. Позднее Мендельсон познакомился с Вебером, прибывшим в Берлин, чтобы поставить свою оперу «Вольный стрелок». Гёте оказался весьма впечатлен мальчиком, а также его зрелой музыкой, суждениями и умелой речью.

Печальную ноту всей этой истории придавал тот факт, что меньше всего в яркий композиторский талант ребенка верил его отец Абрахам Мендельсон. По факту, для него ребенок стал неким интересным проектом, и он часто стал думать о том, стоит ли вкладывать ли в ребенка капитал? Поэтому, чтобы разогнать сомнения, он повез сына в Париж, чтобы на него посмотрел Луиджи Керубини – знаменитый итальянский композитор, ставший директором Парижской консерватории, и известный своей язвительностью и консервативностью, который буквально в каждом мог найти изъян.

И, о чудо: юный Феликс Мендельсон, и главное – его музыка пришлись по душе суровому мэтру. «Ваш сын, месье, далеко пойдет», – заявил он Абрахаму Луиджи Керубини. После этого, когда мальчику исполнилось 16 лет, отец решил не жалеть средств для сына.

В 17 лет Феликс Мендельсон становится автором увертюры «Сон в летнюю ночь», что приносит ему славу. Спустя 16 лет после своего первого счастливого взлета, король Пруссии дает Феликсу поручение: написать музыку к комедии Шекспира. В итоге к своей юношеской увертюре Мендельсон добавляет несколько номеров, в том числе и легендарный «Свадебный марш», который навсегда увековечил имя композитора.

КОРОЛЕВА И ОСЁЛ

Музыкальную образность и жанр, который выбрал Мендельсон, связывают с романтизмом: для Феликса не характерна порывистость Шумана или, например, трагедийность Шопена. Он следует по своему особому пути, который и проглядывается в «Свадебном марше».

Как можно понять, с самого начала в планах композитора этого произведения не было, особенно в качестве музыкального сопровождения к свадебной церемонии. И уж точно он не мог предугадать, что именно «Сон в летнюю ночь» станет неотъемлемой частью торжества. Но сюжет пьесы словно с иронией подыграл: именно «Свадебный марш» должен был озвучить момент, когда заколдованная королева выходит замуж за осла.

Марш, казалось, получился излишне помпезным и даже гротескным, намекающим на всю нелепость ситуации. После премьеры мелодия так и не получила должной популярности и вскоре забылась. Но лишь на время, чтобы потом окончательно стать исторической.

ДАЛЬШЕ, ЧЕМ СЦЕНА

За пределами театральной сцены марш Мендельсона впервые прозвучал 2 июня 1847 года в Англии. Это произошло на свадьбе неизвестной пары Дороти Кар’ю и Тома Дэниэла. Однако в массовое звучание марш не попадал до тех пор, пока его не выбрала старшая дочка королевы Виктории.

Увы, но свадьба принцессы Виктории и кронпринца Фридриха Вильгельма Прусского была сыграна через одиннадцать лет после смерти Мендельсона. К сожалению, композитору не удалось дожить до своего «звездного часа», но ему наверняка пришелся бы по душе тот факт, что его «Свадебный марш», под который Виктория пошла к алтарю под руку с отцом, стал своего рода королевским талисманом.

КАК «СВАДЕБНЫЙ МАРШ» ПОЯВИЛСЯ В РОССИИ

В России на первых порах марш Мендельсона предназначался далеко не для воспевания уз новобрачных. Его играли во время построения лейб-гвардии казачьего полка. Например, во время русско-турецкой войны 1877 года военные вышагивали под «Свадебный марш». Да, в военной версии произведение звучало по-другому, а середину и вовсе изменили.

До XX века на свадьбах вовсе было запрещено музыкальное сопровождение, поскольку венчание жениха и невесты происходило в церкви.

Возвращение «Свадебного марша» к своему изначальному предназначению произошло только в 1959 году, когда стали открываться первые Дворцы бракосочетания. И с тех пор, вот уже более полувека, марш Мендельсона является одним из главных в мире свадебных маршей.

Фото: из открытых источников