Ученые рассказали, как первобытные люди освещали пещеры

Исследователи опробовали несколько способов освещения, в числе которых костры и факелы, и пришли к выводу, что каждый тип использовался в определенной ситуации.

Ученые из Университета Кантабрии (Испания) провели эксперимент в пещере, чтобы лучше познакомиться с бытом первых людей. Как известно, первобытные люди жили в пещерах. Днем они могли заниматься делами без особых сложностей, но ночью приходилось пользоваться дополнительными приспособлениями. В данном случае было важно, какой это тип света, с какой интенсивностью он светит, как долго, на какую площадь распространяется, насколько сильно дымит.

Ученые изучили археологические данные из нескольких пещер на юго-западе Европы и приступили к эксперименту в испанской пещере Isuntza 1. Исследование описано в журнале PLOS One.

Исследователи использовали пять различных факелов, сделанных из смолы плюща, можжевельника, дуба, березы и сосны, а также два варианта каменных ламп с животным жиром (костный мозг коровы и оленя) и небольшое кострище из можжевеловых и дубовых веток.

Выяснилось, что все варианты хорошо работают, но для каждого случая нужно подбирать освещение. В широких пещерах, вероятно, использовались факелы из нескольких палочек, что позволяло лучше распространить свет в стороны. Такой светильник был эффективнее в пять раз, чем масляная лампа. Факелы могли гореть от 21 до 61 минуты, переносные в отличие от стационарных не так часто гасли. Минус факелов заключался в том, что они слишком много производили дыма.

Каменные лампы на жире применялись для освещения небольших помещений. Они не дымили, светили слабее и не требовали особого внимания.