76 лет назад мир узнал о «фабрике смерти». Освенцим – одно из самых страшных мест XX века

27 января 1945 года советские войска освободили узников Освенцима. Тогда, ровно 76 лет назад, перед глазами воинов предстали крематории, газовые камеры, орудия пыток, сотни тел, тысячи килограммов человеческих волос, подготовленных к отправке в Германию. 76 лет назад люди за колючей проволокой в концентрационном лагере готовились к смерти, а обрели надежду на жизнь.

Фашистская Германия оставила после себя множество символов беспросветного ужаса: Майданек, Бухенвальд, Собибор… Но даже эти места меркнут перед Освенцимом, известным также под немецким названием Аушвиц. Именно день освобождения Освенцима по решению ООН с 2005 года стал Международным днем памяти жертв Холокоста.

Начало

20 мая 1940 года после захвата Польши по приказу Генриха Гиммлера армейские казармы в бывшем польском городке Освенцим переделали под концентрационный лагерь. Первыми узниками и жертвами стали члены еврейской общины города, которые, по сути, достраивали здания на территории, чтобы они вмещали больше людей. Год спустя началось строительство второго лагеря — Биркенау, он же Освенцим-2. В мае 1942 года возник Освенцим-3 — узники комплекса стали бесплатной рабочей силой для нацистской промышленности.

Концлагерь площадью 50 квадратных километров изначально создавался как лагерь смерти. Как любил выражаться комендант: «узники покинут своё последнее пристанище только через трубу крематория». За пять лет существования «фабрики смерти» ее жертвами стали более 1,2 млн человек. В лагере Освенцим-Биркенау массово уничтожали евреев — в сутки в среднем погибало до 12 тысяч человек (в некоторые дни почти вдвое больше). Здесь же уничтожали поляков и цыган.

Внутреннее устройство

Территория была огорожена двойным рядом колючей проволоки под высоким напряжением. Ровные ряды бараков специально построили так, чтобы пулемётчикам было удобно простреливать всю территорию. Царём и богом был комендант Освенцима — Рудольф Гесс. Он распоряжался жизнями сотен тысяч узников.

Новых заключённых привозили на железнодорожных составах. Вход в лагерь прозвали «воротами смерти». Сразу по прибытии начиналась сортировка людей на разные работы. За день приходило около 10 составов, в каждом было от 50 до 100 вагонов, в каждом вагоне — до ста человек. Большая часть сразу отправлялась в газовые камеры — это старики, больные и слабые, дети.

Имена у узников отбирали и присваивали индивидуальные номера, которые вытатуировали на руках заключённых. Люди теряли свою индивидуальность: все личные вещи, включая протезы, отбирали, вместо них заключённые получали робу и обувь, которые редко подходили по размеру. Рабочий день длился 10-12 часов, кормили узников похлёбкой из гнилых овощей. Всех отобранных для жизни брили наголо, включая женщин — их волосы передавали на производство набивки матрасов для моряков.

Газовые камеры, крематории, медицинские опыты

Заключённых пытали, расстреливали, изживали в газовых камерах, проводили над ними бесчеловечные медицинские опыты. Больница на территории всегда была переполнена — но пациентов там никогда не лечили. Проблему с нехваткой места решали очень просто: периодически партии больных отправляли в газовые камеры или вводили смертельные инъекции в сердце. Это был испытательный полигон для фашистских врачей: они могли ставить любые опыты, проверять любые теории и делать всё, что считали нужным для продвижения немецкой медицины.

Наиболее известным врачом Освенцима стал доктор Йозеф Менгеле. Он творчески и с большим энтузиазмом подходил к своей профессии. При этом врач был убеждён, что творит великие дела, так как, по его собственному выражению, «наука требует жертв». От его руки погибли тысячи людей. Болевой шок, переохлаждение, намеренное заражение инфекциями, отравление различными ядами… От доктора, прозванного «Ангелом смерти», живым не уходил никто.

Фашисты изучали на пленных действия химических веществ, испытывали новейшие фармацевтические препараты, искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями, тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях.

Освенцим стал массово использоваться для решения «еврейского вопроса» в середине Второй Мировой войны. Евреев из всех уголков порабощённой Европы привозили сюда и группами распределяли по газовым камерам, где заключённые погибали в страшных мучениях. Тела тут же отправляли в огромные крематории по соседству. Только таким образом нацисты уничтожали по 5 тысяч человек в день.

Поляки, русские, цыгане, французы, венгры всех возрастов и полов ехали сюда со всей оккупированной Европы без обратного билета и даже… добровольно. Их уверяли, что это простое переселение. По прибытии «переселенцам» тут же приказывали бросить всё имущество и выстроиться в шеренги для «селекции». «Ненужный материал» умерщвляли в газовых камерах, с помощью уколов фенола, часто людей жгли живьём в крематориях.

Освобождение Освенцима

В конце 1944 года советские войска подошли вплотную к Освенциму. Лагерное руководство решило срочно эвакуировать заключённых в Германию. Заключённые назвали это «маршем смерти»: тех, кто отставал или падал, фашисты расстреливали. Колонна оставляла за собой сотни тел. Сам лагерь немцы принялись уничтожать, но не успели.

Советские войска не подозревали о том, что приближаются к концлагерю. На картах они видели лишь густой лес. Когда солдаты взломали ворота, заключённые побежали в разные стороны: кто-то навстречу воинам, кто-то — от них, самые сильные попытались убежать в лес. Фашисты оставили в Аушвице примерно 7,5 тысяч человек — самых измождённых и обессиленных.

Тогда, по самым скромным подсчётам, количество погибших в Освенциме насчитывало около 2 миллионов человек. Спустя многие годы рассекретили документы того времени, по которым погибших было уже 4 миллиона. Однако по факту их могло быть гораздо больше: тех, кого по прибытии сразу отправляли в газовые камеры, немцы не считали.

С 1992 года в городе Освенцим работает центр, где собраны материалы о концлагере и его идеологах. В музей лагеря смерти входят через знаменитые и наводящие ужас ворота, над которыми установлена надпись «Arbeit macht frei» — «Труд делает свободным».

Фото:  warspro