День неандертальца: как жили и почему исчезли наши далёкие предки

4 февраля 1857 года научной общественности впервые представили неандертальца. Останки существ, живших около 150 тысяч лет назад, обнаружили в долине Неандерталь в Германии. Тогда общество учёных не оценило значимости находки и не поверило в ее древность. Однако позднее подобные ископаемые останки нашли ещё в 400 местах Евразии. Это стало серьёзным палеонтологическим открытием.

Считалось, что неандертальцы — прямые предшественники современных людей. Однако много лет спустя, в 2006 году, учёные расшифровали гены неандертальцев и выяснили, что они жили одновременно с другим типом «человека разумного» — кроманьонцем, который гораздо ближе по внешнему виду и строению мозга к современным людям. Кроме того, самые поздние неандертальцы жили позже, чем сформировавшиеся сапиенсы.

Тем не менее, из множества древних Homo неандертальцы продолжают быть одними из самых интересных и загадочных, а вопрос об их исчезновении до сих пор остается одним из самых сложных в антропологии.

Внешний вид и ареал распространения

Отличительными характеристиками неандертальцев являются массивность и расширенность. Пропорции тела у них, мягко говоря, были своеобразные: очень широкое лицо, плечи, таз, грудная клетка, невысокий рост (до 160 см), очень толстые и тяжёлые кости. Что касается черт лица, неандертальцев сложно назвать симпатичными: тяжелая челюсть, скошенный подбородок, покатый лоб, огромный нос.

При этом эти древние люди обладали мощной мускулатурой и развитыми мышцами. При всей своей внешней грубости неандертальцы были способны к тонким двигательным операциям: их орудия сделаны очень качественно, хотя, кажутся неаккуратными.

Любопытно, что, по результатам палеогенетических анализов, среди неандертальцев встречались как светлокожие, так и темнокожие представители, вне зависимости от территории.  Они населяли земли от современной Испании до Западной Азии. Главной областью обитания считается Европа, однако следы их жизни находили и на Ближнем Востоке, и на территории современного Израиля и Северной Африки.

Образ жизни

Неандертальцы были хищниками. Об этом говорит тот факт, что процент мяса в их рационе был больше, чем у пещерных львов. На обнаруженных стоянках нашли огромное количество костей мамонта, шерстистого носорога, бизонов, птиц, кроликов. Но рацион неандертальца не состоял исключительно из мяса: в пищу шли также грибы и растительность.

Для охоты, предположительно, неандертальцы использовали копья, каменные остроконечники и деревянные орудия. При этом предполагается, что у неандертальцев не было метательного оружия: они предпочитали убивать добычу на близком расстоянии. Это обусловлено также тем, что метать орудия на дальнее расстояние они не могли физически: их плечевые суставы не были к этому предрасположены.

Несмотря на то, что большая часть останков обнаружена в пещерах, учёные считают, что жили неандертальцы на открытых пространствах (просто в пещерах проще найти останки или древние следы). Они выбирали места в пределах миграций животных, чтобы было проще раздобыть пищу. В отличие от кроманьонцев, неандертальцы жили без осёдлости: пришли, разложились, собрались, ушли. Это подтверждают и следы зубов гиен на костях: по всей видимости, после захоронения своих умерших соплеменников неандертальцы быстро уходили с этой стоянки, поэтому гиены раскапывали могилы.

Предполагается, что неандертальцы строили шалаши и умели пользоваться огнём, но вполне могли обходиться без него: они совершенно точно ели сырое мясо и довольствовались этим. Интересно, что для откусывания мяса собственных зубов и челюстей им было недостаточно — неандертальцы зажимали мясо во рту и отрезали нужный кусок специальным острым камнем.

Мало что известно о неандертальском искусстве, — вероятно, его почти не было. Но в их жизни точно присутствовали ритуалы: так, в пещере Брюникель обнаружили несколько колец из сталактитов и сталагмитов, внутри которых неандертальцы жгли кости пещерных медведей. Антропологи уверены, что это следы ритуальных служений.

Они также не брезговали каннибализмом: известно несколько стоянок с человеческими костями, обожженными и раскиданными так же, как кости животных.

Продолжительность жизни и причины вымирания

Неандертальцы жили в среднем до 35–40 лет. Со здоровьем эти древние люди никогда особо не дружили — они были подвержены раковым заболеваниям, имели проблемы с зубами. Неандертальцам были знакомы многие наследственные заболевания современных людей — аутизм, болезнь Альцгеймера, синдром Дауна, шизофрения. Зафиксировано, что некоторые из них жили с переломами конечностей и даже после ампутации конечностей. В то же время это хорошо иллюстрирует крепкие социальные связи, поскольку с такими травмами в одиночку выжить было попросту невозможно. Существуют свидетельства применения примитивной медицины. Так, в Эль-Сидроне в зубах неандерталки антропологи нашли микрочастицы ромашки и тысячелистника — это лекарственные растения.

Существует около ста версий, почему же вымерли неандертальцы. Сюда входят эпидемии, конфликты между племенами, последовательное уничтожение животными и много других. Существует концепция, согласно которой они демографически интегрировались в сапиенсов (как современные команчи в американцев), то есть их не уничтожили, а просто задавили количеством. По другой, очень распространённой версии, сапиенсы выжили неандертальцев благодаря превосходству в виде метательного оружия и высоким скоростям. В конечном итоге, вероятно, неандертальцы просто не выдержали конкуренции с кроманьонцами: их примитивные технологии сильно проигрывали, соперников было сильно больше, а также у неандертальцев были проблемы с вынашиванием детей, родами и дальнейшей выживаемостью.